
Крупные китайские корпорации с каждым днём становятся всё более известными. Но очевидно: если компания tencent games из самой густонаселенной страны мира еще не является пионером в отрасли, то обязательно скоро станет им.
Tencent — одна из тех китайских компаний, которая скоро полностью захватит рынок. Малоизвестный технологический гигант является 11-й по величине компанией в мире, что делает ее одной из самых значимых на фондовом рынке. Кроме того, компания является лидером рынка игровой индустрии и активно инвестирует в компании на Западе. Но как компания достигла успеха?
Крупнейший в мире издатель игр
Что общего у Fortnite, League of Legends и Clash of Clans? Все три игры управляются студиями разработчиков, которые в значительной степени или полностью принадлежат Tencent. Это делает китайскую компанию крупнейшим издателем игр в мире, намного опережая Microsoft, Sony и Nintendo.
А недавно Tencent приобрела большую часть акций берлинской студии разработчиков Yager Development, известной среди прочего сюжетным шутером «Spec Ops: The Line».
Какие студии принадлежат Tencent
Для Tencent не стоит вопрос, в каком направлении движется игровой рынок: много онлайна, много free-to-play, микротранзакций, а также оживленная киберспортивная индустрия. Об этом свидетельствует игровой репертуар студий, которые перешли к Tencent. Riot Games, которая была на 100% приобретена Tencent в 2015 году, известна своими киберспортивными хитами «League of Legends» и «Valorant».
Разработчик Fortnite, Epic Games, также владеет 40% китайского конгломерата.
Мобильные игры тоже популярны у китайской компании. Разработчик Supercell разрабатывает каждую мобильную игру в жанре стратегии («Clash of Clans» или «Clash Royale»). Supercell также разработала мобильную игру Brawl Stars, которую скачали более 100 миллионов раз по всему миру. С 2016 года Tencent владеет почти 84% акций разработчика игр.
Больше, чем игры: инвестиции Tencent в технологические компании
Инвестиции не ограничиваются игровым сектором. Портфолио Tencent выглядит как список самых модных компаний последних лет. Неважно, Tesla это, Snapchat, Spotify или Discord — Шэньчжэньская группа владеет существенным количеством акций многих интернет-компаний. Но стремление Tencent на запад не возникло из ниоткуда. В Китае компания уже много лет является лидером на цифровом рынке.
Немного Google, немного Facebook, немного Whatsapp
Чтобы понять рост и размер Tencent, стоит сначала узнать, чем на самом деле занимается компания. Все началось в 1999 году с китайской копии сервиса обмена сообщениями ICQ под названием OICQ. Сегодня китайцы знают приложение под названием QQ.
Бизнес-модель Tencent постоянно расширялась, например, за счет блога социальных сетей Qzone, поставщика платежей Tenpay или видоизмененного мессенджера для смартфонов Wechat. Сервис является одним из самых известных продуктов Tencent. Многие сервисы Tencent являются китайскими копиями западных технологических компаний. Некоторые из них теперь намного больше, чем оригиналы.
Примером этого является, например, Wechat. Приложение начиналось как клон WhatsApp. Сегодня Wechat — это гораздо больше: приложение не только предлагает поставщика платежных услуг с Wechat Pay (аналогично Paypal), но также получило множество других функций социальных сетей и страницу новостей. Wechat стал универсальным приложением в Китае.
Успех продуктов Tencent не приходит из ниоткуда. У компании есть огромное преимущество, особенно на китайском рынке: правительство. Многие западные конкуренты, такие как Whatsapp, Google и Spotify, заблокированы в Китае.
Таким образом, Tencent может свободно расширяться в Китае — еще и потому, что отсутствие Facebook и пр. оставляет большой спрос именно на эти платформы. Техническая троица Китая (Alibaba, Baidu и Tencent) будет занимать монопольное положение. Три самых популярных сервиса потоковой передачи музыки, Kogu Music, Kuwo Music и QQ Music, принадлежат Tencent. Тем не менее, это преимущество для технической группы не остается без внимания.
Tencent и Китай — близкие отношения
Но не стоит говорить, что китайское правительство под руководством Си Цзиньпина не создает проблемы. Примером в этом случае может служить система «социального кредита». Согласно плану правительства, «желаемое» поведение будет вознаграждаться, а «аморальное» поведение будет иметь негативные последствия. Например, правительство ограничивает скорость интернета для людей с низким социальным кредитом, ограничивает свободу людей путешествовать или увеличивает налоги.
Данные, благодаря которым эта система работает, поступают от Tencent, Alibaba и пр. Платой за монополию китайских технологических гигантов является государственный контроль. Конфиденциальность не может быть предложена пользователям услуг Tencent. Данные иногда даже отправляются на сервер в незашифрованном виде — как в случае с QQ Browser. Кроме того, контент на платформах Tencent подвергается массовой цензуре. Например, поскольку пользователи в шутку сравнивали президента Си Цзинпина с Винни-Пухом, контент и упоминания мультяшного медведя в Wechat теперь удалены.
Однако лояльность между правительством Китая и Tencent постепенно исчерпывается. По иронии судьбы, в игровом секторе, который группа расширяет, в КНР все больше и больше ограничений — некоторые игры даже не доступны в стране. Закон, принятый в 2021 году, запрещает детям младше 18 лет играть в видеоигры более трех часов в неделю.
Кроме того, несовершеннолетние могут играть в компьютерные игры только с 20:00 до 21:00 по пятницам, выходным и праздничным дням. Выбор игр очень ограничен. В Китае утверждается все меньше и меньше новых игр. Правительство хочет бороться с «духовным опиумом».
Для Tencent это удар. До этого компания всегда изо всех сил пыталась приспособиться к пожеланиям Коммунистической партии, будь то патриотический подход к игре «Королевская битва» «PUBG» или мобильная игра Wechat, которая заставляла Си Цзинпина аплодировать изо всех сил. Сейчас эти времена, наверное, подходят к концу. Для Tencent это может стать еще одним поводом отправиться на запад. История с китайским правительством показывает, на что компания готова пойти ради получения прибыли.
В 2020 году Tencent открыла свой первый офис во Франкфурте, целью которого является предлагать IT-решения, такие как искусственный интеллект и облачные сервисы, для клиентов B2B в Германии. Офис не будет последним, и даже после приобретения Yager Development обязательно последуют дальнейшие инвестиции.
Лояльность партии и капитализм
Tiktok показывает, насколько сложной может быть ситуация, когда компания хочет выйти из Китая на Запад. С более чем миллиардом пользователей это приложение для коротких видео является одной из самых популярных социальных сетей в мире. Но и здесь материнской компании Bytedance приходится балансировать на тонкой грани между лояльностью правительству и капиталистическими интересами. Например, приложение блокирует квир-контент — огромная проблема для европейского рынка. Чтобы противодействовать этому, Tiktok запускает кампанию LGBTQ+.
Tencent уже приходилось прибегать к такому уравновешиванию раньше — и идея с треском провалилась. Когда Дэрил Мори, давний менеджер «Хьюстон Рокетс», написал в Твиттере о своей поддержке независимости Гонконга в 2019 году, протесты в Китае были огромными. Китайские спонсоры ушли, и Tencent тоже пришлось подчиниться властям. У его потокового провайдера есть права на вещание НБА в Китае, и он сразу же исключил «Рокетс» из программы. В конце концов, не только Мори, но и игрокам «Рокетс» пришлось извиняться, чтобы вернуть спонсорство.
Не только деловые партнеры должны быть осторожны. Пользователи также могут почувствовать влияние правительства Китая. Любой, кто загружает Wechat и другие приложения B2C от китайской группы и хочет использовать их в Европе, должен ожидать плохой защиты данных и китайской слежки. Для облачных решений на рынке B2B все может быть иначе. Здесь компания знает о конкуренции и актуальности защиты данных.
Если бы Tencent сделала неверный шаг, клиенты, которые и без того были настроены скептически, ушли бы. Корпорация также должна предоставить разработчикам полную свободу действий, когда речь идет о купленных ею студиях видеоигр, по крайней мере, так утверждает Тимо Ульманн, управляющий директор Studio Yager. Довольно сомнительно, что будущая монополия Tencent принесет пользу индустрии видеоигр.
