Хронология событий коммунистической партии
Партия сумела приватизировать огромные массивы государственных предприятий по плану «хватай большие и отпускай мелкие». К 1992 году значительное число госпредприятий уже приостановили свою производственную деятельность, оставшись лишь в качестве каналов, используемых для передачи базовых пособий на жизнь и социальных услуг своим сотрудникам (2012). Чтобы позволить «отпустить» эти госпредприятия и сократить другие, было принято несколько управленческих решений: приватизация, объявление о банкротстве и увольнение сотрудников. В связи с тяжолой сложившийся экономической ситуацией большинство сотрудников были просто уволены без вины. Очень маленькие госпредприятия и предприятия, находящиеся в коллективной собственности, обычно продавались своим работникам по льготным ценам.
Репрессии после Тяньаньмэнь создали необходимые политические условия для массовых увольнений. Большинство китайских рабочих были слишком напуганы, чтобы протестовать.
Остальные госпредприятия оказались в монопольном положении, сконцентрировали финансовую и материальную поддержку со стороны государства и пользовались сильной деловой динамикой. Что касается миллионов уволенных сотрудников, то подъем в частном секторе означал, что они быстрее всего нашли другую работу. Многие также стали работать на самостоятельной основе, иногда потому, что у них не было другой альтернативы. Щедрые схемы компенсации «xiagang» предоставили некоторым работникам субсидию на проживание до трех лет в размере 60% от их окончательной заработной платы (2012). Кроме того, в 1990-х годах китайское правительство инициировало программу, направленную на продажу коллективных домов их владельцам по льготным ценам. Это был крупный разовый перевод средств рабочим, который гарантировал, что многим не придется залезать в долги, чтобы купить жилье. Это было последнее щедрое предложение перед окончательным демонтажом «железной рисовой чаши», китайской сети социального обеспечения.
В то время долг, который беспокоил китайское правительство, находился в четырех крупнейших банках Китая. К 1990 году Сельскохозяйственный банк Китая, Промышленный и коммерческий банк Китая, Банк Китая и Строительный банк Китая оказались технически неплатежеспособными. После десяти лет создания базовой денежной базы, необходимой для проверки ошибочных ссуд, они накопили ошеломляющие суммы неработающих кредитов. Китайское правительство выделило 650 миллиардов долларов на их выручку, профинансировав ряд компаний по управлению активами, которые перехватили у банков все просроченные кредиты и вернули их здоровье. Этот первый план масштабной финансовой помощи был возможен благодаря тому, насколько китайская финансовая система все еще была изолирована от глобальных финансов, и потому что КП по-прежнему полностью контролировала создание денежной массы и банковскую систему.
Чтобы поддержать развитие, Коммунистическая партия Китая сделала резкий сдвиг в сторону экспортно-ориентированной модели развития. В 1994 году государство резко девальвировало юань и провело серию реформ, которые ускорили экономический спад в сельской местности, способствуя бегству двухсот пятидесяти миллионов нелегальных рабочих-мигрантов, «мингун». Эпоха «реформы без проигравших» закончилась. Для китайцев, которых поощряли «переходить ручей вброд, чувствуя дорогу», падение в холодные воды было жестоким, а спасательных плотов для отставших было мало.

Китай стал мастерской мира. Он полностью интегрирован в глобальную производственную цепочку (GPC) и занял особое место в капиталистической глобализации середины восьмидесятых. Страна была привлекательна своей дешевой рабочей силой и стабильным репрессивным трудовым законодательством. На протяжении многих лет огромные объемы иностранных инвестиций направлялись в совместные предприятия с государственными предприятиями и развивающимся частным сектором (Loong-Yu, 2012). Таким образом, динамичный экспортный сектор и растущие резервы, которые он создавал, позволили центральному правительству преодолеть азиатский экономический кризис 1997 года с инвестициями, подпитываемыми долговыми обязательствами. Темпы роста оставались стабильными в 1990-е и 2000-е годы, составляя в среднем поразительные 10% ВВП по данным Всемирного банка, хотя это оспаривается некоторыми экономистами. Иностранные резервы росли соответственно долгу, гарантируя, что в случае необходимости новой финансовой помощи (крупные банки были капитализированы несколько раз), у центрального правительства было достаточно средств для ее финансирования.